- Главная
- Библиотека мам
- Повседневные вопросы
- Понимание эмоций у маленького ребёнка
Понимание эмоций у маленького ребёнка
Эмоции новорождённых
С рождения младенец начинает проявлять базовые эмоциональные реакции, которые являются врождёнными и универсальными для всех людей. Они помогают адаптироваться к окружающей среде и взаимодействовать со взрослыми. Мир эмоций новорождённого ребёнка состоит из двух противоположных состояний:
Удовольствие | Неудовольствие |
Проявляется в виде расслабленного состояния тела, спокойного дыхания, а также так называемой улыбки ангела — непроизвольной мимической реакции, которую можно заметить во сне. Младенец часто демонстрирует удовлетворение, когда сыт, находится на руках у матери, слышит её голос или чувствует тепло тела. | Сигнал дискомфорта — плач. Это универсальное средство коммуникации младенца. Так он сообщает о голоде, холоде, переполненном подгузнике, боли или потребности в телесном контакте. Плач помогает взрослым понять, что ребёнку требуется помощь . Это не индикатор того, что вы, как родитель, делаете что-то не так. Это просто единственно возможный в первые месяцы способ ребёнка привлечь ваше внимание. |
Малыш полностью зависит от взрослых, поэтому эмоциональное взаимодействие с родителями критически важно [1]. Тёплое, чуткое реагирование родителей на сигналы младенца помогает ему чувствовать себя в безопасности, а это — фундамент для стабильного психоэмоционального фона и начала формирования основ социального поведения ребёнка.
Развитие эмоциональной сферы в первый год — основа будущих социальных навыков. Эмоции помогают ребёнку строить отношения с миром, учиться понимать себя, выражать свои потребности и формировать доверие к окружающим.
Эмоциональное развитие детей
Чем младше ребёнок, тем стремительнее происходит его психическое развитие. Именно первый год жизни становится временем наиболее интенсивных и значительных изменений в психике [1, 2]. За 12 месяцев ребёнок проделывает по-настоящему огромный путь, в том числе проходит несколько уровней эмоционального развития [2, 3].
В течение первого года жизни у младенца заметно меняется и обогащается эмоциональный опыт: от простых ощущений собственного состояния он переходит к переживаниям, связанным с окружающими людьми, предметами и первым осознанием себя как отдельного от матери существа [3]. Параллельно с этим растёт и функциональное значение эмоций в его развитии.
Помесячное формирование эмоций у ребёнка [1, 3, 4]
Возраст | Проявления эмоций |
1-й месяц | Ребёнок начинает улыбаться в ответ на ласковую речь взрослого. Формируется первичная, пока ещё неустойчивая социальная реакция. |
2-й месяц | Возникает быстрая эмоциональная реакция на речь и выражение лица взрослого: ребёнок улыбается сразу при обращении. Появляется длительное сосредоточение на лицах, особенно на другом ребёнке. Улыбка становится более осознанной, приобретает социальный характер. |
3-й месяц | Формируется «комплекс оживления» — живое двигательное и эмоциональное реагирование (движения рук, ног, улыбка, агуканье) в ответ на общение со взрослым. Ребёнок активно ищет глазами источник звука, особенно если слышит голос другого малыша. |
4–6 месяцев | Эмоции маленьких детей становятся более дифференцированными: ребёнок учится выражать радость, интерес, удивление, страх. Начинается распознавание знакомых и чужих лиц (могут появляться настороженность или страх перед незнакомыми людьми). Проявляется эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. |
7–9 месяцев | Эмоции усложняются, возникают яркие проявления радости, обиды, гнева. Начинается формирование социального поведения у ребёнка. Укрепляется избирательная привязанность к близким, усиливается страх разлуки. |
10–12 месяцев | Эмоциональные реакции становятся всё более осмысленными и целенаправленными. Появляется элементарное сочувствие, дети учатся обращаться ко взрослым за помощью. Возникают переживания успеха и неудачи, радость от достижения цели. |
«В ходе формирования ребёнка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики, сознания от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до развитых форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку» [1].
Эльконин Даниил Борисович, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Как развивать эмоции у детей
Со временем каждый родитель находит свой уникальный способ взаимодействия с ребёнком, помогающий ему расти и развиваться. Комфортно формировать начальный эмоциональный интеллект помогут следующие советы [1–4]:
Откликайтесь на сигналы. Своевременно подходите к плачущему малышу, утешайте, обнимайте. Это формирует базовое доверие.
Создавайте ритуалы. Например, можно читать перед сном. Повторяющиеся действия дают чувство стабильности.
Не обесценивайте чувства. Внимательно относитесь к детским эмоциям. Важно называть и признавать их: «Ты расстроился — это нормально».
Помогайте проживать негатив. Разрешите малышу чувствовать злость и грусть, раздражение, учите выражать их безопасно и экологично.
Избегайте гиперопеки. Следует давать ребёнку пространство, помогать исследовать мир, учить делать выбор.
Создавайте тёплую атмосферу. Поддерживайте в доме спокойствие, позитив и принятие, показывайте, что важны чувства и эмоции всех членов семьи.
Проговаривайте эмоции. Можно читать с малышом иллюстрированные книги, где герои выражают разные эмоциональные реакции в разных ситуациях, обсуждать поступки героев мультфильмов.
Играйте в ролевые игры. Показывайте, как укладывать спать мишку или кормить куклу.
Эти простые, но такие важные действия помогут в формировании собственной эмоциональности ребёнка и его чуткости к эмоциям окружающих.
Вся предоставленная информация носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации специалиста. При наличии жалоб для диагностики и назначения лечения обращайтесь к врачу.